Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Звукозапись

Продюсирование гитарных групп от А до Я. Часть пятая.


      Автор: Вадим Михайлов
      Источник: thesound.ru
      Дата публикации: 29 марта 2015 г.

Основной докладчик по теме – Марк Майнетт (Mark Mynett, на фото) – британский звукорежиссёр, гитарист «металлической» команды Kill II This, выступавшей на разогреве у Slipknot, Megadeth, Machine Head, Anthrax и Fear Factory. Его группа записала три студийных альбома. Марк читает курс лекций по музыкальным технологиям и продюсированию в университете Хаддерсфилд. В предыдущих материалах (1, 2, 3, 4) Марк рассказывал о подготовке к записи, об организационных вопросах и о выборе оборудования и настройке инструментов, о микрофонах для записи ударных, бас-гитары, гитары и вокала. Сейчас речь пойдёт об общих принципах сведения и обработки записанного материала.

Марк Майнетт

Майнетт: «В металле хорошее сведение характеризуется реализмом записанного исполнения и плотностью звука в целом с особым акцентом на низкую середину. Несмотря на то, что каждый отдельный микс имеет собственное звучание, в этой части материала мы попытаемся рассмотреть основную технику и общий подход, характерные для этого стиля. Пусть для вас это будет стартовая точка в поисках своего звучания, которое найдётся со временем».

Первым делом Марк советует навести порядок в проекте: удалить ненужные призвуки – скольжения пальцев по струнам, шум комбиков и дыхание вокалиста в паузах. Если вы планируете заменить записанные барабаны их сэмплами, то это нужно сделать на этой стадии.

Затем он рекомендует проверить фазы всех сигналов, это особенно важно для многомикрофонной записи барабанов.

Майнетт: «Как и усиление барабанов сэмплами, реампинг бас-гитары стал обычным делом при сведении металла. Но частая ошибка – из-за которой отказываются от перезаписи сигнала, записанного в линию – это наличие задержек в записанном сигнале».

Если вдруг такая проблема существует, то он советует сперва смикшировать проблемный бас-гитарный трек с каким-то инструментом, имеющим чёткую атаку – коу-беллом, например, подобрав подходящий уровень его сигнала. И затем это пересведённый трек подвергать реампингу.

Марк не открывает Америку, такая техника известна давным-давно: в оркестровых аранжировках струнные иногда играют одну и ту же партию пиццикато и смычками, а звучание контрабасов (бас-гитары) микшируют с аналогичной партией рояля в его басовом регистре или с партией литавр. В 1950-е годы в США иногда микшировали два трека бас-гитары – один исполненный обычным образом, и второй – та же самая партия, исполненная медиатором пиццикато (mute) для передачи чёткой атаки звука.

Можно на экране компьютера просто подвинуть влево-вправо несовпадающий трек и вручную исправить фазу атаки звука.

Даже если реампинг и не планируется, сигнал бас-гитары, записанный в линию всё же может пригодиться. Его можно просто свести с сигналом, записанным микрофоном с комбика – так звучание будет толще и гораздо плотнее. Это лучше, чем поднимать низкие частоты баса эквалайзером.

Если вы планируете группировать дорожки для их последующей совместной обработки, то Марк даёт такой совет: «Я не рекомендую группировать вместе бочку и бас-гитару, как делают некоторые. Подъём или понижение одних и тех же частот у разных инструментов делает звучание неестественным или добавляет дыр в общем частотном спектре».

Это не значит, что он не группирует несколько дорожек. Он это делает, но с похожими партиями – с несколькими треками ритм-гитар, играющих одновременно, например.

Что касается уровней сигнала, то каждая композиция индивидуальна, хотя есть несколько общих принципов.

Зашкаливание индикаторов пульта в красные зоны – не есть свидетельство особой «мужественности» вашего трека. Для достижения динамики уделите особое внимание треку бочки, записанному на индивидуальные микрофоны, не пытайтесь эквалайзером добавлять «низ» у треков, записанных микрофонами воздуха. Слишком высокий уровень сигнала дорожек микрофонов воздуха делает всю картину излишне жёсткой и некомфортной для слушателя. Когда вы сводите треки ударных, можно чуть приподнять уровень бочки – он даёт основательность и «фундамент», а при общем компрессировании композиции этот сигнал потом снова встанет на нужный уровень. То же самое, но в меньшей степени касается малого барабана.

Бас-гитара может немного уходить в тень гитар и бочки, но это может быть исправлено при общей компрессии всей композиции, поэтому нет нужды выпячивать её искусственно.

Что касается уровней вокала, то здесь сложно давать советы. Некоторые группы «топят» его поглубже, делая акцент на инструментальные рифы, а некоторые поднимают повыше, акцентируя мастерство вокалиста или тексты песен.

Марк советует помнить, что подчеркнуть различия между куплетами и припевами можно разными способами – изменением уровней реверберации, изменением стереокартины, акцентами на бочку или отдельные удары тарелок, добавлением дилэев или искусственных гармоний гитар и вокала. У каждого звукорежиссёра есть свои любимые приёмы.

Майнетт: «Хорошая ширина стереокартины обеспечит хорошее звучание вцелом, это очевидно. Однако нужно быть аккуратными, чтобы не навредить в центре стереопанорамы: если всё разведено слишком широко, то центр становится нечётким, с дырой по середине. Первым делом подумайте, насколько широко должны быть разведены ваши «оверхэды», чтобы обеспечить реализм звучания, но без лишнего движения звука в стереокартине».

Он советует не разводить оверхэды слишком широко и оставить крайние левые-правые стороны панорамы для ритм-гитар.

Майнетт: «Перед тем, как детально говорить об эквализации, я хочу предостеречь новичков в этом стиле от двух ошибок, касающихся эквалайзеров. Одна ошибка – это тенденция только поднимать частоты, и не пользоваться их понижением. Конечно, так кажется, что звук становится выше по уровню, но это заблуждение, звучание не делается лучше. Повышать частоты можно, но нужно помнить, что вы должны улучшить всё звучание».

Он советует использовать сильное повышение частот с узкой добротностью эквалайзера для выявления и последующего вырезания проблемных частот.

Майнетт: «Ещё одна ошибка начинающих – это слишком долгая и точная настройка эквалайзеров для отдельных инструментов, не прослушивая их в общей картине. Это может быть полезно при поиске проблемных частот, но звучание нужно рассматривать в комплексе».

В следующих материалах – подробный рассказ об эквализации и компрессии, скриншоты настроек плагинов Марка Майнетта, аудиопримеры из его практики.

продолжение следует…


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: