|
      Автор: Николай Савинов       Дата публикации: 09 марта 2001 г.
Любая система озвучивания гитары содержит несколько элементов
- Звукосниматель. Необходимая и самая важная часть системы. Именно он, а точнее его тип в основном определяет тембр и акустические особенности усиленного звука (атаку, сустейн, ощущение акустического объема и пр). Другими словами, звукосниматель в ответе за то, будет ли усиленное звучание похоже на акустический оригинал. Задача звукоснимателя - с максимальной достоверностью преобразовать звук в электрическое напряжение. Для улучшения звучания в системе может быть не один звукосниматель, а сразу несколько, различных типов, и такая система называется гибридной.
- Усилитель-корректор (эквалайзер). Это электронный блок, осуществляющий
электрическую коррекцию и стыковку звукоснимателя с усилительной аппаратурой. Он обычно имеет регулировки громкости и тембра, свое автономное питание и называется "активной электроникой". В некоторых простых системах ("пассивных") он может отсутствовать; в этом случае звукосниматель
подключается непосредственно к усилительной аппаратуре, например, к комбоусилителю.
- Звукоусилительная аппаратура. Последнее звено цепи, где происходит
усиление мощности сигнала эквалайзера гитары и преобразование его акустической
системой в звук. Здесь же возможно подключение необходимых музыканту эффектов и обработок.
Детально каждый из элементов системы мы рассмотрим ниже, в следующих
разделах, а теперь попытаемся с точки зрения музыканта описать систему
озвучивания, соответствующую "розовой мечте" акустического гитариста. Такие
требования нам нужны как эталон, с которым в дальнейшем мы будем сравнивать
характеристики уже имеющихся систем, а при разработке новой пытаться максимально им
соответствовать.
Основные требования таковы:
- Первое и основное, что требуется
музыканту – получение точно такого же
звука, какой он слышит от своей
замечательной гитары, только гораздо
громче, то есть точная передача
акустического звучания конкретного
инструмента.
- Озвученная гитара не должна "заводиться" нигде и никогда.
- Вмонтированная в гитару система не должна изменять естественное
акустическое звучание инструмента и нарушать его конструкцию.
- Возможность оперативной регулировки громкости и тембра в зависимости от
конкретных условий работы, то есть необходимость встроенного или наружнего эквалайзера.
- Экономичность питания эквалайзера, то есть не частая замена батарей (скажем, не
чаще, чем раз в полгода при средней интенсивности работы).
- Отношение сигнал/шум всей системы и уровень искажений предусилителя должен
соответствовать качеству студийной аппаратуры, дабы не вызывать нареканий
со стороны звукорежиссеров.
- Стыковка по уровню выходного сигнала с любой звукоусилительной и студийной
аппаратурой, в том числе и с различными "примочками".
- На качество звука не должна влиять длина и марка соединительного кабеля,
как это имеет место с электрогитарой.
- Стоимость должна быть приемлимой для большинства музыкантов.
Дальше вы сами можете продолжить этот перечень, исходя из собственного
опыта, и будете абсолютно правы, но как вы
уже, наверное, догадались, системы, даже и
с перечисленными требованиями, в
природе не существует. И здесь
справедлив основной жизненный принцип –
"за все надо платить". Взаимосвязь
большинства параметров системы, притом
наиважнейших, приводит к тому, что
улучшение одного неминуемо ведет к
ухудшению другого, и как мы позже
убедимся, грамотно озвученная гитара
– это всегда определенный компромисс
между желаемым и реальным. И
самый характерный пример тому –
соотношение естественности звучания и
максимально возможной громкости – чем
более натуральный звук мы пытаемся
получить, применяя тот или иной
звукосниматель, тем меньше порог
громкости, при которой гитара "заводится".
|