Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Звукосниматели

Активные звукосниматели: теория и практика


      Автор: Владимир Колпаков
      Дата публикации: 26 июня 2003 г.

Предисловие

Настоящая статья состоит из трех частей.

Первая часть «Их правда» является моим переводом вступительной части каталога EMG. Прочесть это будет интересно, наверное, всем. Тем, кто верит в магию ИМЕН и уповает на «ИХ» Звук, Датчики, Гитары с большой буквы, будет полезно еще раз убедиться, что физика – она и в Африке физика. Поэтому никакой магии нет вовсе. Остальным будет интересно прочесть, что же пишет о себе EMG, насколько это расходится (или нет) с тем, что я написал в своей предыдущей статье, опубликованной на www.rusblues.ru и www.guitar.ru, и как эту информацию можно применять на практике.

Вторая часть «Глухая теория» является предпосылкой третьей практической части, и написана с целью дать математические пояснения и расчеты к предложенным в статье схемотехническим решениям, а также показать их связь с разработками EMG. Она будет интересна тем, кто что-то понимает в математике и основах схемотехники, или, по крайней мере, не боится это прочесть.

Наконец, третья часть «Сделай сам» представляет собой пару моих собственных схемотехнических решений для преобразования пассивного датчика в активный, или создания «правильного» предусилителя в гитаре. Она посвящается всем, кто просил меня это написать.

Их правда



Playing an EMG

Играя на EMG

The Features and Benefits of Active EMG Design

Свойства и преимущества активных моделей EMG

EMG Product Catalog v1.0 EMG Online is at http://www.emginc.com

 

 

 

A pickup is really the product of a design recipe. There are many elements and proportions that can be brought in to play. Each can have a great influence on the final result. Some pickups might have a great clean tone but too much high end for a sweet distortion. It all depends on the type of music you like to play and, much more, how you like to play it. Included here are a list of design considerations we use daily in our R & D efforts.

Звукосниматель является продуктом разработанного рецепта. Существует множество элементов и пропорций, которые могут быть привнесены в игру. Каждый может иметь значительное влияние на конечный результат. Некоторые звукосниматели могли бы иметь отличный чистый звук, но слишком много высоких для мягкого дисторшн. Все зависит от типа музыки, который вы любите играть, и еще больше от того, как вы любите это делать. Здесь приведен список конструкторских разработок, которые мы используем ежедневно в наших усилиях.

STRING INTERFACE

ОБЛАСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУНЫ

The first choice in design is the string interface. The selection of a bar magnet or individual pole pieces is an important one. All initial EMG designs used a bar magnet for two reasons. Pole pieces place too much magnetism under the strings and cause the lower ones (primarily low E, A, and D) to go "out of pitch" with a Doppler effect.

Первый «опорный пункт» при разработке – это область взаимодействия струны. Выбор полосового магнита или индивидуальных магнитов – это важный выбор. Во всех оригинальных разработках EMG используется полосовой магнит по двум причинам. Индивидуальные магниты имеют большую концентрацию магнитного поля под струнами и заставляют низкие струны (в первую очередь низкую МИ, ЛЯ и РЕ) выходить из строя с эффектом Допплера.

 

Что тут можно сказать? Есть такое дело. Терминология, конечно, хромает, но смысл явления передается верно. Правильнее было бы сказать, что неравномерность поля крайне высока над отдельно взятыми магнитами, поэтому струна, то попадая в поле, то выходя из него при колебаниях, меняет собственную частоту. Эффект Допплера здесь не при чем, но звуковой результат чем-то на него похож. Любители Fender Stratocaster легко поймут, о чем идет речь. Об этом, кстати, EMG говорят дальше.

 

This is especially true of the Fender Stratocaster* where 3 poles under each of the strings push and pull them through a variety of unnatural movements. Poles can also make intonation and tuning difficult. On the other hand, pole pieces have the benefit of a percussive attack giving the pickup much more of a "plucky" sound. Designs featuring a bar magnet have a much more linear (balanced) output from string to string. Its attack is less pronounced than the pole piece design resulting in smoother distortion, and much better sustain. String bending is smoother because the output doesn't fade when you bend strings.

Это особенно справедливо для Fender Stratocaster*, где по 3 магнита под каждой из струн (звукоснимателя-то 3) вталкивают и втягивают их во множество неестественных движений. Индивидуальные магниты также затрудняют настройку. С другой стороны, индивидуальные магниты имеют преимущество «ударной» атаки, дающей звукоснимателю намного больше четкости в звучании. Модели с полосовым магнитом имеют намного более линейный (сбалансированный) выход от струны к струне. Их атака менее четкая и явная, чем в моделях с индивидуальными магнитами, что приводит к сглаживанию искажений и лучшему сустейну. Подтяжки струн звучат ровнее, потому что выход не имеет провалов, когда вы подтягиваете струны.

 

Пытаясь минимально затрагивать физику для облегчения восприятия материала, автор допускает такие перлы, как «масло масляное, потому что это масло». По-хорошему, стоило бы написать так: Звукосниматель с полосовым магнитом обеспечивает равномерную и непрерывную намагниченность струны над всей своей поверхностью, поэтому при подтяжках струн выходной сигнал не будет иметь «провалов». Что, конечно, является преимуществом такого датчика. И на этом закончить данный раздел.

 

By relying on the internal preamp for gain the bar magnet can also be smaller, further limiting the magnetic "pull" on the strings. And, the continuous magnetic field of the bar allows for any string spacing. Perfect for any multistringed instrument, and the less conventional instrument. Most EMG Pickups use a magnetic bar. Single coil pickups are available in both bar and pole-piece designs. There are fewer negative attributes to the bar and it's preferable, but if you like pole-pieces for your playing style then there is an EMG model for you.

Из-за усиления сигнала внутренним усилителем полосовой магнит также может быть меньшим (по размеру и силе), таким образом ограничивая магнитное притяжение струн. Непрерывное магнитное поле полосового магнита доступно для любого положения струн. Что наилучшим образом подходит для многострунных и нетрадиционных инструментов. Большинство звукоснимателей EMG содержат полосовые магниты. Синглы существуют обоих типов). У полосовых магнитов существует очень мало недостатков, поэтому они предпочтительнее, но если вам нравится использовать датчики с индивидуальными магнитами в своем стиле игры, то для вас у EMG есть и такая модель.

MAGNETS

МАГНИТЫ

It's not really necessary for a pickup to have a magnet at all, but it helps. The magnet acts as the juice for the signal flow.

Магнит не является необходимым в звукоснимателе, но он помогает. Магнит действует как жизненная сила сигнального потока.

Я стараюсь переводить близко к тексту, чтобы передать весь, то ли периодически возникающий, то ли постоянно продолжающийся маразм составителя текста. Вы только вдумайтесь в смысл первого предложения! Хочется задать автору вопрос: магнитный поток ЧЕГО будет менять в катушке струна в отсутствии магнита? Магнитного поля земли? Ну, флаг автору в руки, барабан на шею и электричку навстречу. А второе предложение – потуги неудавшегося прозаика. Хорошо, что совсем уж «такого» в тексте все-таки не очень много.

The shape and type of magnet used in each EMG Pickup is different. Ceramic magnets don't affect the inductance of the coil but have a much stronger magnetic field. Alnico material exhibits less magnetism yet greatly increases the inductance of the EMG design. Each has affect on the resultant output and frequency response of the pickup. The addition of steel poles (either bar or screw/stud) increase the inductance of the pickup design and further change the results.

Формы и типы магнитов, используемых в каждом звукоснимателе EMG, различны. Керамический магнит не влияет на индуктивность катушки, но имеет намного более сильное магнитное поле. Материал АЛНИКО имеет меньший магнетизм, но существенно увеличивает индуктивность в моделях EMG. Каждый оказывает свое влияние на результирующий выход и частотную характеристику звукоснимателя. Добавление стальных сердечников (и полосовых и винтов/цилиндриков) увеличивают индуктивность звукоснимателя и опять же изменяют результат.

Именно об этом я уже написал в своей предыдущей статье, только с привлечением хоть какой-то физики. Здесь же предлагается всему верить на слово, поскольку текст рассчитан на усредненного западного читателя.

COILS

КАТУШКИ

Что подразумевалось под этим «наскальным» рисунком, и каким образом это относится к катушкам звукоснимателя, – без пол-литра не разберешься. Боюсь, что и с пол-литром дело не пойдет. Вот это как раз и называется наукообразием. Придется оставить это на совести автора.

Tall and skinny, short and squat, long and wide, every EMG Pickup has two and they are the basis of each EMG. There are different types and sizes of magnet wire that can be used, combining their attributes with the shape of the coil has a tremendous affect on the tone. A long, skinny coil will have more resistance yielding less low frequency response, while a short, squat coil will have less resistance, and more inductance. It's a balancing act to achieve the style of tone you want.

Высокие и тонкие, короткие и приземистые, длинные и широкие – каждый звукосниматель EMG имеет две катушки, и они являются основой каждого EMG. Различные типы и размеры магнитопровода, которые могут использоваться в комбинации с формой катушки, оказывают огромное воздействие на тембр. Длинная, тонкослойная катушка имеет большее сопротивление и дает меньше низких частот, в то время как короткая и невысокая катушка будет иметь меньшее сопротивление и большую индуктивность. Такая балансировка служит для достижения тембра, который вам нужен.

В порыве написания «высокохудожественной» прозы автора плющит и колбасит  по полной программе. А ведь, были благие намерения рассказать, как размеры катушки влияют на звучание. И даже начал автор (EMG) близко к теме, хоть и без объяснений. А потом опустился до всяких сопротивлений да индуктивностей. На самом деле, активное сопротивление катушки будет зависеть только от диаметра и длины провода. А там хоть бантиком завяжи, – сопротивление все равно то же. Индуктивность же зависит от длины провода, числа его витков и магнитной проницаемости материала внутри катушки. Звучание действительно зависит от формы примерно так, как автор попытался описать. Т.е. у тонкой и узкой катушки низов будет меньше, а у широкой больше. Понять это совсем несложно. Чем шире катушка, тем больший кусок струны меняет в ней магнитный поток. Поэтому выходное напряжение над широкой катушкой должно расти. Однако для разных гармоник колебания увеличение выходного напряжения будет разным. Одной из причин является частичная компенсация высших гармоник в любой катушке. Компенсация происходит по тем же причинам, что и подавление отдельных гармоник в хамбакере, как я писал в своей общей статье про звукосниматели. Рассматривая этот вопрос, я условно считал катушки бесконечно тонкими, снимающими сигнал в одной точке, что для понимания исчезновений гармоник колебания струны в хамбакере вполне приемлемо, поскольку хамбакер состоит из двух отдельных катушек, между которыми есть некоторое (пусть небольшое) пустое пространство, над которым колебания не снимаются.  Для отдельно взятой катушки надо, конечно, учитывать её ширину. Колебания, длины волн которых сравнимы с шириной катушки, частично подавляются, так как в разных точках пространства над катушкой части струны находятся в разных фазах этих колебаний. Чем шире катушка, тем ниже граничная частота компенсации гармоник, конечно же, индивидуальная для каждой струны. Амплитуда начальных гармоник колебания, длина волны которых намного больше ширины катушки, увеличивается с увеличением ширины катушки. Так и получается, чем шире катушка, тем больше она дает основных гармоник и тем раньше начинает «валить» верхние гармоники.

In all cases, EMG Pickups have two coils. This is necessary for noise reduction, while providing the vehicle for the distinctive EMG tone. Coils are sometimes placed side by side, or stacked, but in both cases each coil is treated independently by the preamp. Instead of having the coils in series or parallel with a single output, they are electronically summed so their attributes can be controlled individually.

Во всех случаях в звукоснимателях EMG установлено две катушки. Это необходимо для шумоподавления, при этом обеспечивается основа отличительных особенностей звука EMG. Катушки могут быть расположены или бок-о-бок, или одна над другой, но в обоих случаях каждая катушка подключена к предусилителю независимо. Вместо последовательного или параллельного включения катушек с единственным выходом, катушки суммируются электронным образом, поэтому их свойства могут контролироваться индивидуально.

Во всем вышеприведенном словесном поносе EMG про катушки, тем не менее, содержится две здравые мысли, несущие важную информацию. Первая – катушек всегда пара, что обеспечивает шумоподавление. Вторая – они подключаются к усилителю по отдельности, независимо друг от друга, в результате чего происходит электронное сложение спектра и амплитуды сигналов катушек. При этом взаимонагрузка катушки на катушку отсутствует.

INTERNAL PREAMPLIFIER

ВСТРОЕННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

The preamplifier used inside each EMG Pickup is no ordinary preamp. Built directly into each pickup, the preamp is an integral part of the pickup design assuring quality of sound performance, incredible noise reduction, and simplicity in installation. It provides a variety of benefits for us as the designer and for you as the player. A natural by-product of the preamp is gain. It allows us to design a pickup for its particular tone without concern for the pickup's output. After the coils have been modeled, any amount of output needed is available from the preamp.

Предусилитель, используемый внутри каждого звукоснимателя EMG, - это не обычный предусилитель. Встроенный прямо в звукосниматель, предусилитель является неотъемлемой частью устройства звукоснимателя, обеспечивая качество звука, невероятное шумоподавление и простоту установки. Это обеспечивает ряд преимуществ для нас, как разработчиков, и для вас, как пользователей. Естественным промежуточным продуктом предусилителя является усиление. Это позволяет нам разрабатывать звукосниматель для создания определенного, его собственного звучания, не принимая во внимание выход звукоснимателя. После того как катушки подключены, любое необходимое выходное напряжение получится за счет усилителя.

Честное слово, с трудом дописал этот абзац до конца. Совсем не потому, что тяжело переводить, а потому, что текст на редкость бестолковый, неинформативный и с повторениями, как в дешевой рекламе. Среди всей этой «мутоты» сказано, что усилитель необычный, но где же объяснение его необычности? Совсем не каждый может сделать вывод из картинки, что усилитель дифференциальный. Т.е. реальный источник сигнала со всем своим импедансом подключается между входами этого усилителя, которых у него два, а не между общей точкой и входом усилителя, как в обычном включении, что играет вторую, не менее важную, чем наличие двух катушек, роль в шумоподавлении.

Я осторожно перевел слово «by-product» как промежуточный, хотя его первое значение – это побочный. Я, может, чего не понимаю в этой жизни, но, по-моему, усиление – это единственный основной продукт усилителя! Оно (усиление) в свою очередь состоит из усиления по напряжению, что обеспечивает большее, чем у источника, выходное напряжение, и усиление по току, что означает преобразование (как правило, уменьшение) сопротивления источника напряжения. Что, собственно, и позволяет дизайнерам EMG не принимать во внимание выходное напряжение и импеданс катушек звукоснимателя.

TONE MODELING

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕМБРА

One of the most important aspects governing the tone of a pickup is the resonant frequency. EMG Pickups use "Impedance Modeling" to manipulate the two coils. This innovation allows us to shape a mix of the reactive slope and resonance from each of the two coils. The idea is to achieve a complex mixture of each coil’s phase and frequency response resulting in a richer tone from the pickup. This means the sound is vibrantly alive with more harmonics than from conventional passive pickups. EMG Pickups like the EMG-S, EMG-SA, and the EMG- 60 use this technique to its fullest, while the EMG-81 uses modeling in only a small way. It all depends on the final result we're searching for. As you can see below, the frequency response of the EMG-SA compared with the EMG-SV pickup is quite different.

Одним из наиболее важных аспектов, управляющих тембром датчика, является резонансная частота. В датчиках EMG применяется метод «Формирования Импеданса» для управления двумя катушками. Это нововведение позволяет нам формировать смесь реактивных спадов и резонансов АЧХ от каждой катушки. Идея состоит в том, чтобы достигнуть сложного смешивания АЧХ и ФЧХ каждой катушки, приводящего к более богатому звуку от звукоснимателя. Это означает, что звук будет живее с большим количеством гармоник, чем от традиционного пассивного звукоснимателя. В звукоснимателях EMG, таких как EMG-S, EMG-SA и EMG-60, этот метод использован в полной мере, в то время как в EMG-81 он практически не используется. Все зависит от конечного результата, который вы хотите получить. Как вы можете видеть внизу, АЧХ EMG-SA по сравнению с АЧХ EMG-SV достаточно отличаются друг от друга.

 

Each pickup design is approached differently. Modeling might work well for a single coil pickup, but not for a design such as the EMG-ACS Acoustic Sound Hole Pickup.

К каждой модели звукоснимателя у нас разный подход. Моделирование можно успешно применять для синглов, но только не для такой модели, как EMG-ACS Acoustic Sound Hole Pickup.

Как легко можно закомпостировать мозги людям, не разбирающимся ни в электронике, ни в диаграммах Бодэ (картинки выше). Вся часть под названием Моделирование Тембра, как и сам термин, придуман EMG исключительно для большей таинственности, важности и значимости (а потому и большей стоимости) разработок EMG. Никаких придуманных нововведений здесь нет. Перед нами типичный образец очередной рекламной уловки.

Что же мы видим на самом деле? На самом деле на диаграммах Бодэ (это график АЧХ в двойном логарифмическом масштабе) мы видим характеристику двух полосовых фильтров с разной центральной частотой резонанса и  полосой пропускания, вполне вероятно соответствующих характеристикам указанных моделей датчиков.

На первом графике ширина полосы пропускания  по уровню – 3dB примерно равна B = 10000 – 1500 = 8500 Гц,

соответственно добротность фильтра Q = 4400/8500 ~= 0,5.

На втором графике B = 4000 – 2500 = 1500 Гц,

соответственно Q = 3350/1500 ~= 2,2

Моделирование тембра по существу вообще в тексте не описано, поскольку в нем нет ничего необычного и нового. Тем не менее, оно существует и обеспечивается, скорее всего, добавочными емкостями заданной величины (если требуется), включенными между выводами катушек, и величиной индуктивности самой катушки. Таким образом, точно обеспечивается заданная частота и добротность (!) резонанса, в отличие от пассивных датчиков, когда звучание находится под влиянием паразитных емкостей самой катушки, потенциометров и  кабелей, а добротность резонанса достаточно высока, поскольку высока индуктивность катушки  для обеспечения достаточной выходной амплитуды сигнала.

Можно прикинуть характерное значение резонансной частоты и добротности пассивного датчика в условиях усредненной стандартной нагрузки. Будем считать, что индуктивность сингла L=3Гн, сопротивление R=6кОм, паразитная емкость =100пФ, емкость кабеля равна примерно 200пФ/м, и для трехметрового кабеля составит =600пФ, общая емкость составит =700пФ.

Частота резонанса составит ;

Добротность составит , это достаточно большая величина, если не учитывать активную составляющую нагрузки.

Если принять в расчет хотя бы потенциометр громкости в гитаре, например, 500кОм, и входное сопротивление какой-либо примочки или комбика, например, 1МОм (т.е. общее активное сопротивление нагрузки , составляющее примерно 300кОм), мы получим меньшую добротность резонанса. Я не буду приводить здесь расчет передаточной характеристики такой системы, чтобы не усложнять текст лишний раз. Тем не менее, привожу формулу для добротности резонанса датчика с учетом активного сопротивления нагрузки:

.

Хотелось бы обратить ваше внимание на следующее:

1. Как видно из приведенных значений, слагаемое в знаменателе намного меньше, чем , поэтому в таких условиях эту формулу можно еще упростить: . Но когда у вас пассивный датчик с большим числом витков, имеющий существенно большее сопротивление и паразитную емкость, длинный кабель и примочка с большим входным сопротивлением, то эти слагаемые становятся сравнимыми друг с другом и добротность резонанса может упасть в несколько раз. При этом, частота резонанса будет существенно меньше 3кГц). Вы получите глухой, невнятный, нечеткий звук, как размазанная каша. Я об этом уже упоминал в своей статье про звукосниматели, но пользовался в ней (и это не очень хорошо) формулой для добротности без учета активного сопротивления нагрузки.

2. Я написал примерное равенство, поскольку учел тот факт, что сопротивление нагрузки всегда намного больше внутреннего сопротивления датчика. Это же дает возможность не учитывать очень незначительный сдвиг резонанса по частоте и уменьшение амплитуды выходного сигнала, обусловленное делителем напряжения из активных сопротивлений датчика и нагрузки.

Таким образом, на приведенных выше диаграммах мы видим, что модель EMG-SV смоделирована под звучание пассивного датчика, а EMG-SA – это типичная характеристика широкополосного актива.

Из всего комментария к части Моделирование Тембра, глядя на формулы и картинки, напрашивается единственный вывод.

Насколько широки возможности моделирования звучания активного звукоснимателя, как встроенные, так и с помощью дальнейшей электроники, насколько характеристики активного звукоснимателя стабильны, – настолько шаткие позиции в определенности звучания занимает пассивный звукосниматель, будь он десять раз фирменный. Поменяли вы кабель, воткнулись в другой усилитель, заменили потенциометр – все, прощай любимый звук! И это ни в коем случае не реклама и агитация – это жизнь...

NOISE REDUCTION

ШУМОПОДАВЛЕНИЕ

Another benefit from the internal preamp is noise reduction. By integrating the preamp into the housing, all the elements of the pickup can be shielded. By matching the coils to a high degree the low frequency hum and buzz are virtually eliminated. In addition, each EMG is housed in a composite cover cap that eliminates all other forms of interference. Most EMG Models have noise figures of better than -85dB, still other EMG Pickups achieve a noise figure that exceeds -100dB. This is a noise level unobtainable by any conventional passive pickup.

Другое преимущество внутреннего предусилителя – это шумоподавление. При встраивании предусилителя в корпус все элементы звукоснимателя могут быть заэкранированы. При точной подгонке катушек друг к другу низкочастотные наводки и шумы виртуально взаимоуничтожаются. В дополнение к этому каждый звукосниматель EMG помещен в крышку из композита, что препятствует всем остальным формам взаимодействия. Большинство моделей EMG имеют уровень шума лучше, чем -85dB, а в некоторых звукоснимателях EMG достигнут уровень шума менее -100dB. Этот уровень шума недостижим в традиционных пассивных звукоснимателях.

Because of this noise reduction it's not necessary to ground the strings of the instrument, thereby avoiding a shock hazard from oppositely phased equipment such as PA Systems or other players’ gear. All the internal components are fully vacuum-sealed and encapsulated in epoxy to prevent microphonic noise and to increase long-term reliability.

В результате такого шумоподавления нет необходимости в заземлении струн инструмента, таким образом, устраняется возможность поражения током от противофазно включенного оборудования, таких как усилители мощности и т.п. Все внутренние компоненты полностью герметизированы вакуумом и помещены в эпоксид, для предотвращения микрофонного эффекта и увеличения срока службы.

Все сказанное абсолютно верно, и против фактов не попрешь. Никакой пассивный датчик не обладает таким низким уровнем шума, как активный. Насчет поражения электрическим током – это они, конечно, загнули. Все источники питания имеют в основе трансформатор, поэтому сквозной пробой по «земле» из-за разности статических потенциалов невозможен.

LOW IMPEDANCE OUTPUT

ВЫХОД С НИЗКИМ ИМПЕДАНСОМ

The low impedance output of the EMG internal preamp provides other great features. You can run a cable for up to 100 feet (30 meters) without losing high frequency response. You'll also be able to get the same tone with a wireless unit as you do with a cable. The tone of your instrument will remain consistent when you change the volume control as well.

Выход с низким импедансом встроенного усилителя EMG обеспечивает еще одно большое преимущество. Вы можете использовать кабель до 100 футов (30 метров) без потерь высоких частот. Вы также сможете получить все тот же звук с беспроводным передатчиком, так же как и с кабелем. Звук вашего инструмента останется таким же, когда вы поменяете потенциометр громкости.

Not only can you plug directly into your favorite amp, you can go direct to tape preamp (especially for acoustic guitar recording) or direct to a mixing console input without a direct box. You can plug into any portable cassette recorder, or even your home stereo auxiliary input, and play your instrument with incredible results.

Вы сможете включаться не только в свой любимый усилитель, но и напрямую в предусилитель магнитофона (особенно важно для записи акустической гитары) или во вход микшерного пульта без специального устройства. Вы можете подключиться в любой портативный кассетник или в свою домашнюю стереосистему и играть на своем инструменте с невероятным результатом.

В общем, куда мы можем воткнуться – это нам всем хорошо известно!

Теперь по длине кабеля, давайте проверим, правы буржуи или нет? Выходное паспортное сопротивление активных датчиков EMG обозначено как 10 кОм. Емкость кабеля в 30 м составит примерно 200 пФ*30=6 нФ. Частота среза получившегося ФНЧ первого порядка составит . Брешут, гады, но не сильно!!! Надо рассчитывать на полосу хотя бы в 5000 Гц, дальше все равно наступает спад 12dB/октава у любого динамика комбика. Так что кабель должен быть желательно не более 15 метров, что тоже не мало! Либо это должен быть очень хороший кабель с меньшей ёмкостью. Однако с помощью стандартного кабеля длиной не более 5 метров вы получите полное прохождение звуковых частот!

Смотрим на картинку.

На картинке «обезображен» источник напряжения (два колечка), два диода для создания напряжения смещения, вслед за ним, транзистор, видимо, часть токового зеркала в качестве источника тока и выше два комплиментарных транзистора в качестве двуполупериодического эммитерного повторителя (класс AB). Т.е. типичный, извиняюсь, конец операционного усилителя (ОУ). Из этого следует ровно то, что внутренний усилитель собран на ОУ.

POWER

ПИТАНИЕ

An instrument equipped with EMG Pickups requires power from a single 9 Volt battery. With two EMG Pickups installed, your instrument draws about 160 microamps of current. Even if you play eight hours a day, this small amount of current drain means that a battery will last up to a year. A single 9 Volt battery will power as many EMG Pickups and Accessory Circuits as you can fit in your guitar. Power to the pickups is turned off by unplugging the guitar cable from your instrument.

Инструменту, оборудованному звукоснимателями EMG, требуется питание от одной 9- вольтовой батарейки. С двумя установленными звукоснимателями EMG ваш инструмент потребляет около 160 микроампер. Даже если вы играете по 8 часов в день, такое малое потребление тока означает, что батарейка протянет вплоть до года. От одной 9-вольтовой батарейки может питаться столько звукоснимателей и дополнительной электроники, сколько вы сможете запихнуть в вашу гитару. Питание звукоснимателей отключается посредством отключения гитарного кабеля от вашего инструмента.

CONSTRUCTION

КОНСТРУКЦИЯ

There is no other pickup built as well as an EMG. The coils are precision wound, matched both resistively and inductively, and finally, vacuum sealed. All internal preamplifiers are Surface Mount Technology (SMT) for quality and reliability. Each pickup is tested for audio quality and reliability before encapsulation and again before shipment.

Нет ни одного другого звукоснимателя собранного также как EMG. Катушки имеют точную намотку, подогнаны по сопротивлению и индуктивности и герметизированы вакуумом. Все встроенные предусилители установлены по Поверхностной Технологии для качества и надежности. Каждый звукосниматель тестируется на качество и надежность перед упаковкой в корпус и повторно перед отгрузкой.

EASY INSTALLATION

ПРОСТОТА УСТАНОВКИ

EMG's are easy to install. Each pickup features EMG's own Quik-Connect header and mating cable for quick installation. Included with each pickup are pre-wired volume and tone controls, battery clip, output jack, and diagrams. All models are designed for direct replacement into most standard instruments. There are instances where "direct" replacement isn't possible, but a minimum of work should be required.

EMG очень просты в установке. Каждый звукосниматель имеет собственный разъем Быстрого Соединения и кабель с сопряженным разъемом для быстрой установки. В упаковке с каждым звукоснимателем присутствует спаянные потенциометры громкости и тембра, разъем батарейки, выходной разъем (jack) и схема подключения. Все модели разработаны для прямой замены в большинстве стандартных инструментов. Бывают ситуации, когда прямая замена невозможна, но для неё требуется минимум работы.

Вот уж чего у EMG действительно не отнять, так это качество конструкции и простоту установки. Полностью закрытый и герметизированный датчик имеет маленький разъемчик и никаких висящих «хвостов» и «соплей». Если вы единожды припаяли в схему гитары кабелечки с разъемами и установили звукосниматели EMG, то поменять их на другие EMG не составит никакого труда и больше не потребует пайки и отвинчивания тех крышек гитары, под которыми открывается доступ к элементам схемы. Вопрос в том, надо ли вам после этого менять один EMG на другой EMG? Удовольствие-то не дешевое.

Оставшуюся часть этого познавательного документа про конкретные модели датчиков и разную электронику EMG вы сможете прочитать самостоятельно на сайте EMG (ссылка дана вначале). Хотя в отношении датчиков ничего нового и полезного там не написано, за исключением их паспортных данных и АЧХ.

Глухая Теория

Математика.

После того, как я перемолол вступление к каталогу EMG, хотелось бы вычленить из него и развить основополагающую информацию. А основополагающим в преобразовании пассивного датчика к активному является усилитель. Тот самый, дифференциальный. Вот про него и пойдет речь.

Исходя из написанного у EMG, давайте возьмем за основу ОУ и попробуем, вглядываясь в туманный рисунок усилителя EMG, построить на нем самую простую дифференциальную схему подключения некоторого обобщенного источника сигнала, которую я изобразил на рис.1.

Рис.1

А теперь обстоятельно все обсчитаем: выходное напряжение, коэффициент передачи, а также условия, при которых схема вообще жизнеспособна, чтобы получить конечный практический результат. И по ходу мыслей будем превращать эквивалентную схему на рис.1 в конечную, действительную.

1.  – напряжение рабочей точки (для ОУ – это половина напряжения питания) задается с помощью резистора. Это напряжение я приму за «0» в расчетах. Т.е. .

2. ООС (Отрицательная Обратная Связь) задается тоже с помощью резистора.

3. Для симметрии схемы резисторы должны быть равны. Это будет соответствовать схеме вычитающего усилителя. Обозначим их R.

4. Наконец зарисуем вместо обобщенного источника сигнала эквивалентную схему звукоснимателя и получим рис.2.

Рис.2

Как видно на схеме, совокупность L, r и C – внутренний импеданс источника сигнала, – входное напряжение, а – выходное напряжение.

Из основ работы ОУ известно, что синфазное входное сопротивление ОУ очень большое, а дифференциальное тоже не маленькое, поэтому будем считать, что ток через входы не течет. А течет он по цепи и, соответственно, везде одинаковый. Также известно, что при наличии ООС и без перегрузки, когда ОУ не ограничивает сигнал по напряжению на выходе, напряжения на его входах должны быть одинаковыми. Т.е. !

Важно и интересно то, что паразитная емкость катушки в передаче сигнала никак не участвует при соблюдении только что перечисленных условий работы ОУ. Как видно на схеме, эта емкость включена между точками 1 и 2, но напряжения в точках 1 и 2 равны друг другу. Т.е. ток через емкость не течет, она никакого значения не имеет, и система превращается из резонансной второго порядка в систему с критическим затуханием первого порядка. ОУ выступает здесь как источник тока, катушка подключена в цепь этого источника, что принципиально противоположно стандартным подключениям звукоснимателей. От этих предпосылок и будем плясать.

 

Применив закон Ома для участка цепи и правило Кирхгофа сложения напряжений, запишем систему уравнений:

;

из первого уравнения

; ;

применяя второе уравнение, получим

;

берем первое равенство из первого уравнения и, сразу применяя второе уравнение, получим

; откуда  и .

Часть импеданса катушки, которая участвует в уравнении .

Найдем частоту среза.

Из последнего уравнения

;

запишем передаточную функцию в нормированном виде

 - характеристика ФНЧ первого порядка, где  – частотно-независимый коэффициент передачи, откуда ; или .

Подставив в формулу типичные значения внутреннего сопротивления и индуктивности катушки, получим

. Это очень низкая частота среза. Для разных датчиков значения частот среза ФНЧ первого порядка в такой схеме будут лежать в пределах от 300 до 900-1000 Гц, что является однозначно неудовлетворительной характеристикой.

Эту проблему можно решить несколькими способами.

  1. Можно, например, оставить данную схему, задав в ней максимально возможное усиление для получения выходного сигнала без ограничения амплитуды. А потом активным частотно-зависимым усилителем линеаризовать АЧХ до какой-нибудь частоты в 5000 или 10000 Гц или даже 20000Гц, получив максимально широкополосный датчик. Однако это решение может подойти для ограниченного количества катушек с небольшим числом витков (намного меньше, чем в пассивных датчиках) и потребует минимум 2 ОУ, включенных последовательно, для повторного усиления сигнала. Оно практически не годится для преобразования пассивного датчика в активный, поскольку пассивный датчик имеет достаточно витков, «плохое» (как было видно выше) соотношение внутреннего сопротивления к индуктивности, и достаточно большую выходную амплитуду.  Поэтому невозможно с помощью ОУ и батарейки в 9 Вольт придать сигналу достаточное начальное усиление, чтобы в результате последующей частотной коррекции получить достаточную ширину полосы и приемлемый уровень сигнала для сохранения нормального отношения сигнал/шум в схемах дальнейшего усиления. Во! Слава тем, кто меня здесь понял! Остальным интересующимся смогу объяснить отдельно.
  2. Второй и максимально простой способ исправить положение – изменить соотношение активного сопротивления к индуктивности в катушке. Это можно сделать, добавив симметрично на входы одинаковые резисторы.

Ниже на рис. 3 привожу принципиальную схему для преобразования ЛЮБОГО пассивного звукоснимателя в активный.

Рис.3

 

Делитель напряжения на двух резисторах R3 создает рабочую точку ОУ. Емкость и резистор на выходе ОУ служат, соответственно, для отсечки постоянного напряжения и согласования (суммирования) сигнала с сигналом других датчиков (пассивных или активных). А теперь напишем еще немножко формул для осознания судьбоносности вышеприведенной картинки.

Применив, как и в первом случае, закон Ома для участка цепи и правило Кирхгофа сложения напряжений, запишем систему уравнений:

;

путем несложных преобразований, которые заняли у меня пару тетрадных страничек, получим следующую передаточную характеристику (желающие убедиться могут поразвлечься самостоятельно):

; Вспомнив, что, получим

.

Запишем передаточную функцию в нормированном виде

 - типичная характеристика ФНЧ второго порядка.

Учитывая, что , нарисуем частоту среза, добротность и коэффициент передачи в полосе пропускания:

; ;.

Т.е. имеем стандартное (по параметрам!) включение датчика, где входное сопротивление схемы равно .

Таким образом, поигравшись с емкостью и входным сопротивлением, с помощью такой схемы включения можно обеспечить заданные АЧХ и коэффициент усиления, при этом все параметры будут стабильны и независимы от последующей цепи преобразования сигнала.

Преимущества.

Прежде чем перейти к практической части, надо обязательно сказать, в чем же основное преимущество этой схемы включения перед обычным буферным каскадом. Думаю, будет достаточно оговорить это качественно (т.е., без привлечения каких-либо расчетов и формул).

Основное преимущество вышеприведенной схемы заключается в отсутствии каких-либо посторонних сигналов и шумов, кроме тех которые появляются строго в катушке. Почему это важно? Потому, что способ избавления от шума в катушке всем давно известен – это хамбакер или хамкенселлер. Однако это не весь шум, который возникает в сигнальной цепи. Есть еще сигнальные провода, общая шина (общий провод или земля) и т.п. Радиопомехи, наводки от электронных приборов, сетевая помеха и её гармоники (что немаловажно!), а также все боковые (дополнительные) помехи, возникающие в результате интерференции вышеперечисленного – все это необходимо учитывать при обработке сигнала электрогитары, особенно при большем коэффициенте усиления при компрессии, ограничении и других его обработках.

При обычном подключении датчика гитары к обычному повторителю (усилителю) напряжения датчик включается между входом буфера и общим проводом. А теперь представьте, через что сигнал попадает на вход. Т.е., какое «железо» висит на «плечах» сигнала и принимает, каждое по своему, помехи и эфир. На одном плече у сигнала провод внутри гитары, переключатель датчиков, потенциометры, кабель до примочки, а на другом – общая шина или так называемая «земля», которая включает в себя все экраны кабелей, заземленные струны, заземленный же бридж, корпусы потенциометров, корпус и общая шина примочки и какие-либо еще экраны в гитаре (если таковые есть). Все вышеперечисленное хозяйство представляет собой развернутую антенну для приема помех. Это значит, что помимо сигнала датчика, в цепь попадет весь пойманный шум, который фильтруется ФНЧ датчика, что несколько улучшает его усвояемость. Этот шум выражается в характерном СЧ-ВЧ треске слышном и на резонансной частоте датчика и выше по частоте до тех пор, пока ФНЧ датчика не завалит сигнал больше, чем общее усиление в цепи. Если вы хватаетесь рукой за струны, этот треск существенно уменьшается, если гитара подключена традиционно (пассив в примочку), и практически пропадает совсем, если повторитель стоит прямо в гитаре. Объяснить это можно двумя вещами. Во-первых, вы, а точнее ваша широкая задница или не менее широкое пузо (смотря где висит гитара) вместе со струнами образуете почти замкнутый экран для датчиков и электронных кишков в гитаре. Во-вторых, этот экран через вашу емкость замыкается на землю в самом прямом смысле слова. Надеюсь, что теперь всем понятно, о каком шуме я говорю.

Подключение дифференциального усилителя в корне меняет положение вещей. Во-первых, сигнал подводится на входы по одинаковым и коротким проводам, во-вторых, даже те синфазные наводки, которые возникли в плечах системы датчик-провода, благополучно пропадут в дифференциальном усилителе! Для справки коэффициент подавления синфазного сигнала в ОУ составляет ~105 или в децибелах ~ 100dB. Отсюда и недостижимые для пассивных датчиков шумовые характеристики в -90dB, обозначившиеся у EMG.

Есть и второе очень важное преимущество. Это отсутствие входной емкости. В идеальной входной или проходной емкости, отсекающей постоянное напряжение, нет ничего плохого. Однако идеальных емкостей в природе нет, как и вообще чего-то идеального. Емкость в электронных устройствах играет не последнюю роль в привнесении нелинейных искажений, уровень которых в первую очередь зависит от вещества диэлектрика. Особенно слабое место их установки – после источника сигнала с большим внутренним сопротивлением. Датчик – типичный пример такого источника. Самые плохие из емкостей керамические и электролитические, уровень нелинейных искажений в которых достигает 1-2%, а при неправильной полярности подключения электролитических емкостей до 10% с дополнительным постоянным по напряжению смещением. Чуть лучше емкости с полиэтилентерефталатом (по отечественной номенклатуре К73). Такие емкости применяются в большинстве отечественных и западных приборов низкого и среднего класса качества. Хорошими же емкостями с малым уровнем нелинейных искажений и быстрым затуханием переходных процессов считаются емкости с тефлоном или полистиролом в качестве диэлектрика (К70 и К71), но отыскать их в продаже практически невозможно. В предложенной схеме входной емкости нет вообще, поскольку источник сигнала никаким образом не подключен к общему проводу и включается между входами ОУ, напряжение на которых одинаково.

Одним словом, игра стоит свеч.

Сделай сам

И, наконец, желающим получить от своей гитары отличный звук, мало шумов и готовым для этого сделать что-то своими руками, посвящается эта часть. Без лишних слов рис.4.

Рис.4

Как видно на основе предложенной схемы нарисованы простейшие подключения всех типов датчиков. Для хамбакеров для последовательного включения общая индуктивность , емкость , сопротивление . Для параллельного включения – , , . Таким образом, произведение LC остается одинаковым, а значит и частота собственного резонанса. Сопротивление R1 следует выбирать равным не менее . Для добротности однозначно ничего сказать нельзя. Её необходимо посчитать для каждого варианта и выбрать желаемую. Для случая, когда  можно упростить формул для добротности, выведенную в конце теоретической главы  и тогда можно сказать, что последовательное соединение катушек будет более предпочтительным, поскольку добротность системы будет в 2 раза меньше, чем при параллельном. Что даст возможность лепить из гладкой АЧХ все, что захочется.

Рис.5

Будем считать это аналогом схемы, используемой EMG. Специфика её состоит в том, что сигналы с катушек суммируются и усредняются (общий выход = полусумме выходов) чисто математически. Поэтому даже формул приводить здесь не буду. Для одинаковых катушек общий резонанс схемы будет таким же, как и от одной катушки. Ничего принципиально нового или лучшего, что так расписывает EMG, схема электронного суммирования по сравнению с обычными параллельным и последовательным включениями катушек не представляет. Единственное преимущество такой схемы – это удобство её расчета, особенно для несколько разных катушек, не более того.

Рис.6

Эту схему привожу по нескольким причинам. Во-первых, она подходит для «активации» гитары целиком. Во-вторых, в ней используется очень мало деталей. В-третьих, она чрезвычайно проста и доступна многим для воспроизведения, при этом, в-четвертых, результат превзойдет все ваши ожидания.

1. Сигнал с датчиков подается на стандартный 5-ступенчатый сдвоенный переключатель S1/2. Обычно в стандартном включении используется только половина этого переключателя, в этом случае он используется целиком, подключая оба провода датчика на входы дифференциального усилителя. Про дифференциальный усилитель я уже все сказал выше. Для данной схемы пожелание лишь одно: поскольку собственная частота резонанса пассивных датчиков (без нагрузки) достаточно высока: 6000 – 9000 Гц для хамбакеров и 8000 – 12000 Гц и выше для синглов рекомендую так подбирать сопротивление R1, чтобы добротность резонанса не превышала 2, а в лучшем случае была бы меньше 1. Это нужно для дальнейшей схемы эмуляции датчиков, о которой речь идет ниже.

2. Как видно на схеме, на втором ОУ собран перестраиваемый по частоте ФНЧ второго порядка, который призван на плоскую АЧХ, полученную в результате преобразования сигнала вашего пассивного датчика, навернуть требуемый резонанс. В результате вы получите возможность, используя Ваши любимые пассивные датчики, получить звучание бесконечно большого числа пассивных датчиков с определенным магнитом. Красота, да и только! Вы всегда сможете подобрать резонанс на свой вкус. Производители пассивных датчиков отдыхают!

Теперь об этом фильтре и его параметрах. Это классическая схема активного ФНЧ с положительной обратной связью, за счет которой добротность фильтра может быть больше 1/2.

Резонансная частота и добротность выглядят следующим образом:

; .

Как видно, частоту фильтра можно перестраивать сдвоенным потенциометром 2xP1/2 (Tone) независимо от добротности, обеспечивая звучание разных датчиков. Для изменений частоты в пределах 2000 – 5000 Гц (т.е. естественных резонансных частот разных датчиков) можно использовать потенциометр с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота. Рекомендуемое значение 20 – 50 кОм. В случае 10 и более кратных изменений частоты для получения дополнительных эффектов потенциометр должен быть логарифмический. Рекомендуемое значение 100 – 150 кОм. Значение R4 в обоих случаях рассчитывается для желаемой глубины перестроения.

С помощью второго потенциометра P (Tone) можно регулировать вклад резонансного ФНЧ, т.е. подъем на резонансной частоте, обеспечивая разную яркость звучания.

Схема идеально подходит для любителей Fender Stratocaster, а также любых других гитар с 5-позиционным переключателем. Несложными манипуляциями можно нарулить звучание любого «Страта»: от 50-х годов выпуска до ультрасовременного, от Стиви Рэя до Гилмора и Мальмстина и т.д. А главное – это тишина. В паузе. Даже если у вас обычные синглы, для приемлемой тишины достаточно будет дополнительно пропустить сигнал через фильтр подавления сетевой помехи 50Гц и все.

Общие комментарии ко всем схемам.

  1. Операционный Усилитель следует подбирать в первую очередь по малому потреблению тока. Как правило, это ОУ, в котором потребление тока задается внешними элементами (например, резистором).
  2. Дальше следует обратить внимание на шумовые параметры и скорость нарастания выходного напряжения (slew rate). В общем случае, чем меньше ток, тем больше шум и меньше скорость нарастания. Для качественного сигнала (малых динамических искажений) скорость нарастания выходного напряжения должна быть не менее 1В/мкс.
  3. Схема не требовательна к входным каскадам ОУ. Не важно полевые или биполярные транзисторы на входах ОУ будут стоять. Это является её огромным несомненным преимуществом.

Послесловие

Изначально я не планировал писать какое либо послесловие, но, просмотрев весь текст еще разок, я пришел к выводу, что статья полностью охватывает тему согласования гитары и цепи обработки сигнала, начало в которой может быть любым: примочка, комбик, процессор, звуковая карта и т.п. На входах любого из этих устройств стоит буферный каскад, являющийся, как правило, повторителем напряжения. Основной функцией такого буфера является преобразование частотно-зависимого импеданса источника сигнала в частотно-независимое (или условно частотно-независимое) малое активное сопротивление. Очевидно, что сам буферный каскад обладает входным импедансом, однако входная емкость активных составляющих буферного каскада является настолько маленькой величиной для звукового диапазона частот, что ей обычно пренебрегают. Считается, что буфер обладает активным постоянным входным сопротивлением R, а с сигналом на его выходе можно делать что угодно, не влияя при этом на его источник.

В устройствах, предназначенных для традиционного подключения гитары, буфером является, как правило, ОУ на полевых транзисторах, полевой транзистор или лампа. Входное сопротивление такого каскада (сопротивление смещения или рабочей точки) достаточно большое, характерные значения 470кОм, 1МОм. С учетом потенциометра внутри гитары частота и добротность резонанса ФНЧ вычисляется, как было сказано в разделе «Глухая теория»:

; ;

где L индуктивность датчика, С – общая емкость (катушки и кабеля), r – сопротивление датчика, R – входное сопротивление буферного каскада. Таким образом, зная параметры датчика (сопротивление, частоту резонанса или лучше индуктивность), можно оценить длину кабеля и входное сопротивление примочки, для желаемой частоты резонанса. Количественная оценка вашего любимого звука, поможет вам проще и точнее сориентироваться при смене и покупке датчиков, кабелей и другой гитарной аппаратуры, а также делать условную поправку при оценке качества звучания аппаратуры с другими инструментами.

Практически советы на тему согласования гитары с примочкой очень просты, известны и направлены на улучшение яркости и читаемости звука гитары. Т.е. в отличие от предыдущих моих советов по подключению датчиков к дифференциальному усилителю, они направлены на сохранение максимального подъема на резонансной частоте.

  1. Чем меньше регуляторов находится в гитаре, тем лучше.
  2. Сопротивление регуляторов должно быть не менее 500 кОм.
  3. Если вы не используете регулятор(ы) Tone в гитаре – отключите их совсем. Пусть служат украшением.
  4. Желательно, чтобы входное сопротивление примочки, в которую включается гитара, было не меньше 1МОм.
  5. Не используйте кабель более 2–3 метров, если у вас есть такая возможность, особенно с хамбакерами, особенно с высоким выходом (высоким внутренним сопротивлением и индуктивностью).

Вот по существу и все.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

07.12.2022, VALDIS LAW (гость)
trollface.gif В общем-то собрал, для исследования эмпирическим путём, пары R1 / R2 были заменены на сдвоенный потерциометр 47кОм (выпаял фейдер с мёртвого микшера) R3 так же применил на 47кОм(потому что были)
Подключил к регулируемому источнику питания(импульсному) выставил 9В, поставил потенциометр в среднее положение (R1=R2) в итоге на хайгейновом пресете гитарного процессора, с
19.11.2022, VALDIS LAW
Вместо того чтобы собирать делитель для получения U 1/2 может проще использовать две кроны последовательно? При однополярном питании 9В(это новая крона) получаем проблему в виде того что не все ОУ могут работать на 4,5В в плече. Я столкнулся с такой проблемой в гитарном процессоре, когда хотел покруче операционник поставить, вместо NJM2100M я поставил TL062, при том что на питание я внимания не обратил, а питалось от +5В, это типа +/- 2,5 в итоге вмес
29.07.2021, bassilla (гость)
Цитата(Павел @ 14.3.2013, 21:59) <{POST_SNAPBACK}>
Почему все русские гитарные мастера пытаются обосрать американских и других гитарных производителей, сделать из них идиотов, а на деле оказывается всё нааборот!? Я тут столкнулся с одним из отечественных пикапмейкеров,- так он кричал про свои звучки, что они единственные и правильные, а DiMarzio Paf ann
30.12.2020, Павел
Огромное спасибо за статью!
17.03.2020, Константин (гость)
Цитата( ZONDER (гость) @ 30.7.2018, 13:34) <{POST_SNAPBACK}>
4 Неправильно. Либо вы человек паяет либо играет.
5 Именно снобовые балалайки и есть нормальный инструмент. Нету денег - привяжите к попе веник.
6 Вы за всех не расписывайтесь кто что паяет.


Слушай, ну ты и зазнавшийся хрен! В одном и том же сообщени
11.05.2019, Толян (гость)
Прошло 10 лет. Весь мир по прежднему покупает звукосниматели у "тупых" американцев и англичан.
27.08.2018, Sergius2972
Все тут прекрасно, сам проверял. За исключеньем пустяка. Темброблок - фильтр отсечки. А тут и отсекать то нечего. Актив выровнял АЧХ почти в линию, резонансов датчиков почти нет. И задача - не обрезать частотный колпак, а накрутить его! Чтоб было похоже на всякий винтаж. Поэтому последний каскад должен выглядеть по-иному. Но это - совсем другая история...
30.07.2018, Гость
Цитата(HZ @ 25.9.2012, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
А ещё лучше вот это: http://www.youtube.com/watch?v=6lpxntSDlBA. Здесь больше восьми метров кабеля. Как видишь, ZONDER, со мной всё в порядке. Не вскакиваю я по ночам от мысли - мотать антифоновые катушки... А таких как ты, моржовый гитарист, я насквозь вижу. Не краснеют у тебя
30.07.2018, ZONDER (гость)
Цитата(HZ @ 4.9.2012, 0:03) <{POST_SNAPBACK}>
1 ZONDER знает русский не лучше, чем автор английский. 2 Струны выпускают не электронщики. 3 Гитаристы не занимаются фигнёй, а выживают. 4 Гитаристы правильно делают, что паяют. 5 За снобовые балалайки хрен на рыло а не бобло. 6 Никто не паяет правильную примочку, а паяет каждый свою. 7 Не со Стивом Веем, а Стивом Ваем. 8
26.02.2018, Roman
ПОСЛЕ Обилия формул и прочей шелухи ....ЗВУК ЭТО КОКТЕЙЛЬ и описать аналоговый сигнал ЭТО ОПИСАТЬ ФОРМУЛАМИ ИЗГОТОВЛЕНИЕ Страдивари ПРИ ТОМ ЧТО БЫ ЗВУЧАЛИ КАК "надо" !МОЕ мнение (30 лет практической электроакустики )-ЧЕМ ПРОЩЕ ТЕМ ПРЕКРАСНЕЙ ЗВУК ! МИНИМАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ эл .сигнала ! ДА ТЯЖЕЛЕЕ ИГРАТЬ ХОРОШО ...но это -ИСКУССТВО !
25.01.2017, Гость
Практический поиск из доступных элементов по критэрию сигнал/шум/самовозбуд вообще привёл к применению LA6501 . Естественно номиналы пассивных элементов отличаются в десятки раз .2миливольта на 100децибелах того стоит.

Все сообщения