Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Инструменты

Некоторые нюансы доведения гитары до ума


      Автор: А.Ирискин
      Дата публикации: 15 декабря 2021 г.

Здесь собраны некоторые достаточно «гиковские» и замороченные идеи на тему ремонта и отстройки гитар.

О микролюфтах

Нюанс № 1

Убираем микролюфт в колках. При установке колков после ревизии не затягивайте их сразу. Просто подтяните прижимную гайку и шуруп до того момента, когда колок еще можно сдвинуть усилием руки. А уже после отстройки высоты струн по тюнеру закрепляем колок. Причем сперва до конца затягиваем фиксирующую гайку колка (№ 1 на рисунке) рожковым ключом на 10 мм, а затем затягиваем шуруп с внутренней стороны колка (№ 2 на рисунке).

Люфт в колках

Нюанс № 2

Убираем микролюфт в соединении корпуса и грифа. На гитаре с отстроенными по тюнеру струнами немного ослабьте шурупы крепления грифа. Вы услышите, как гриф еще немного «сядет» в седло пятки грифа. Затягивайте сначала два шурупа, расположенные ближе к головке грифа. При затяжке немного прижимайте гриф рукой к седлу грифа в корпусе.

О настройке бриджа стратокастера

Нюанс №3

О настройке стандартной машинки стратокастера на шести шурупах. Пока струны не натянуты, заворачиваем шуруп крепления машинки до того момента, пока задняя часть машинки не начнет приподниматься над плоскостью корпуса. Затем совсем немного отворачиваем шуруп, пока бридж не начнет абсолютно свободно подниматься и опускаться. Переходим к следующему шурупу.

Настройка тремоло-системы

Нюанс №4

Винты на седле струны, если они царапают ладонь, целесообразно либо подточить по высоте, либо, если есть возможность, приспустить основание бриджа, либо изменить угол наклона грифа. Учитывая, какой способ удобнее.

Настройка седел в бридже

О намотке струн на колки

Нюанс №5

Намотка струны на колок. Продев струну через машинку и в отверстие оси колка, немного натягиваем ее, затем зажимаем струну рукой у верхнего порожка и вытаскиваем 6-ю струну обратно на расстояние от верхнего порожка до первого лада. Каждую последующую струну вытаскиваем чуть больше. В конечном итоге, первую струну вытаскиваем до 2-го лада. См. рисунок. Это приблизительный ориентир (зависит от калибра струн и толщины оси колка). Если машинка уже находится в рабочем положении, у нас как раз получается необходимое положение и у струны на колке, при котором при намотке получится нужное количество витков струны вокруг оси колка.

Намотка струны на колок

Нюанс №6

Настоятельно рекомендую наматывать струну «замком».

Закрепление струны в колке

Нюанс №7

На гитарах с классической головкой грифа необходимо наматывать струны таким образом, чтобы струны до верхнего порожка и после него, располагались максимально параллельно.

Намотка струн на классической гитаре

О верхнем порожке

Нюанс №8

Пара нюансов о проточках под струны в верхнем порожке. Общий принцип заключается в том, что любой большой угол на порожке мы должны разбить на несколько маленьких. Если есть угол 30°, его нужно разбить на 15+15°, а не 25+5°.

Мы уже говорили о том, что пропил нужно делать под определенным углом, примерно как на рисунке:

Пропил в порожке

В идеале в местах выхода струны из порожка (отмечены стрелочками), мы должны выдержать угол, близкий к углу струны.

Угол пропила в порожке

А между этими двумя углами, максимально закругляем дно паза. Чем меньше у нас будет углов, тем меньше струна будет застревать и изнашиваться.

Закругление пропила в порожке

Не забываем, что при таком подходе, когда мы задаем изначальную глубину пропила по щупам (см. предыдущие статьи), угол нужно держать близким к углу выхода струны с верхнего порожка в сторону нижнего! Все остальные углы и закругления делаем позже.

Не забываем, что на лесполоподобных гитарах, в отличие от стратоподобных, вектор сил натяжения струны на порожке расположен под некоторым углом, а не вертикально сверху вниз. Поэтому при пропиле паза и при полировке берем во внимание, что третья струна (см. рисунок), например, прижимается вправо и вниз (по рисунку).

Натяжение струны

Также не забываем, что на таких гитарах нужно создать угол и на входе, и на выходе струны с порожка. На рисунках ниже изображены ошибки геометрии пропила, которые заключаются в наличии только одного угла перегиба струны.

Ошибки геометрии пропила

В данном случае нам нужно сделать как минимум два равных угла.

Фраза «а на заводе делают проще» лично для меня звучит как «бла-бла-бла» и что-то там еще…

Нюанс №9

Дополнительный нюанс по поводу высоты струн по верхнему порожку. Я предложил глубину пропила высчитывать по «формуле»: высота лада + 0,1 мм. В идеале, для «толстых» струн, этот размер можно увеличить на несколько «соток». Постепенно, от 3-ей (G), до 6-ой. Здесь уже на вкус и цвет, и под манеру игры.

Нюанс №10

Прочитав широко известную в узких кругах статью, пришел к мысли о безотлагательной покупке специальных пилок для верхнего порожка, не принимая во внимание все стенания «жабы». Но, как уже было сказано, посадил я эти пилки довольно быстро. Ромбовидные напильники для пропилки пазов, которые мне попадались, не оправдали ожиданий. Паз получался «квадратный». В итоге, если вы тоже заморачиваетесь по этому поводу, пара советов. В качестве пилок для пазов порожка, если нет «гитарных», можно использовать штихели серии «Boll» с округлой кромкой. Размер «А» можно найти и 0,2 мм, и 1,6 мм… А прослужат они гораздо дольше обычных. Напомню, диаметр типичного комплекта струн, от 0,2 до 1,2 мм.

Если используете иные пилки, не забудьте придать режущей части округлую форму.

И еще момент. Совет «пилить струной в лобзике» или китайскими «проволочками», далеко не самый лучший. Собьете все нужные углы пропила. См. нюанс № 8.

Инструмент для пропила порожка

Ну и для самых неадекватных, вроде меня… Использовал какое-то время тонкие стальные полотна (например, от ножей), с припаянными сверлами (от 0,2 мм). Полотно ножа выполняло роль «направляющей». Свою функцию по приданию округлой формы дну паза, такая «конструкция» из «фигни и палок», как ни странно, вполне себе выполняла. Технический чертеж - на фото.

О грифе

Нюанс №11

Наглядное представление о том, как усыхает древесина. Здесь же мы можем увидеть, почему радиальный распил древесины для грифа ценится выше. Заодно можете самостоятельно изучить тему расположения волокон на клёце гитары и о связанных с этим моментом проблемах на акустических гитарах.

Усыхание древесины

Усыхание древесины

Думаю, стоит отметить, что даже на фирменных гитарах гриф не всегда имеет идеальную симметрию волокон древесины. И не потому, что производитель не считает этот вопрос важным, а из экономических соображений. При идеальных распилах, большая часть древесины попадет в отходы. Поэтому при покупке есть смысл искать некий идеал, а если вы уже купили гитару с неидеальным распилом, не грустите. Вполне возможно, что при качественном изготовлении и правильной эксплуатации инструмента, ничего страшного с грифом не произойдет.

Нюанс №12

При выравнивании ладов есть смысл после примерно 12-го/15-го лада (от начала пятки грифа) шлифовать лады под несколько иным углом (обозначен желтой линией). Угол должен быть совсем минимальным, а не как на рисунке. В градусах не подскажу. Так же, есть смысл оставлять высоту первого лада немного выше остальных. Совсем немного…

Выравнивание ладов

Нюанс №13

Зернистость наждачной бумаги для шлифовки (выравнивания) ладов: от 240 до 600. Здесь все зависит от материала лада и степени износа. В некоторых случаях и Р500 будет достаточно. Но общее правило: если и начинаете выравнивание ладов более крупной зернистостью, заканчивать выравнивание нужно зернистостью не менее 400! Если на торце лада остались риски после выравнивания «грубой шкуркой», они не уберутся полировкой. Вы лишь сгладите полировкой верхние острые края (зеленая линия на рисунке). Поэтому переход от «грубой шкурки» к «мелкой» - обязателен!

Выравнивание ладов шкуркой

Зернистость наждачной бумаги для обработки короны лада после того, когда мы уже придали короне округлую форму напильником и сверху осталась тонкая полоска следа маркера: от 400 до 1000. Затем проходим по ладу стальной ватой «000» и полируем. Зернистость наждачной бумаги для обработки торцов ладов: от 240 до 400.

Нюанс №14

Не нашел первоисточник, но где-то почерпнул хороший совет. При проверке грифа – простучать каждый лад металлическим предметом. Я пользуюсь 5-рублевой монетой. Если лад сидит не плотно, это слышно. И в такой ситуации достаточно «пролить» ножку лада суперклеем. Просто наносим немного клея в стык между древесиной накладки и ладом. Можно предварительно смазать накладку воском и т.п., что бы лишний клей не прилип к накладке.

Нюанс №15

Ниже подсказка о применении метрической и дюймовой системы на анкерных гайках. Очень много проблем возникает, когда гитарист не учитывает эти моменты.

  • Gibson: 5/16” hex nut
  • PRS: 5/16” hex nut
  • Fender: 1/8” allen, 3/16” allen
  • Martin: 5mm allen (a long one for post 2007)
  • Rickenbacker and Taylor: 1/4” hex nut
  • Lots of ‘import’ instruments: 4mm allen

Размеры анкерных гаек

Нюанс №16

Некоторым гитаристам не нравится обычное покрытие тыльной части грифа. Рука немного «вязнет» в лаке. Если не страшно экспериментировать, пройдитесь наждачной бумагой с «мелкой» зернистостью по тыльной части грифа. Не пугайтесь при виде белого порошка по всему грифу. Двумя движениями влажной салфетки порошок удалится, а гриф приобретет шелковистость и «скользскость».

Прочее

Нюанс №17

О компенсации разницы в натяжении струн. Немного отвлеченная тема, но рассуждений было много…

По поводу компенсации разницы в натяжении струн с помощью расположения двух пружин бриджа со стороны 6-ой струны и одной пружины со стороны 1-ой. Если уж и возникло желание скомпенсировать разность натяжения струн пружинами, то пружины стоит располагать противоположным образом. Механически именно так равномерно распределятся усилия на опоры бриджа. И еще немного порассуждаем…

Если взять комплект струн D`ADDARIO EXL120 NICKEL WOUND SUPER LIGHT 9-42, например, то общая сила натяжения составит 47 кг. Разница натяжения трех толстых и трех тонких струн, составляет всего 3 кг (6%). Разность натяжения 3 и 4 струн нивелируется их близким расположением к центру и малой разницей натяжения (менее 0,5 кг.). Шестая и первая струна создают практически равное натяжение ~ 6 кг. В некоторой степени остается влияние на гриф лишь 2 и 5 струн (5 и 7 кг). Надеюсь, вы понимаете, что «толстая» струна имеет тонкий сердечник, но именно он и создает натяжение, а не его оплетка.

Нейлоновые струны имеют разницу в силе натяжения всего ~ 1 кг из 37 кг… И только струны для акустических гитар имеют сравнительно большую разницу в натяжении трех толстых и трех тонких струн (~ 12%)… И если и есть область, в которой обсуждение разницы в натяжении струн имеет смысл, так это акустические гитары. На них тоненькая верхняя дека может искривляться 10-ю различными способами. И разница в натяжении струн для деки гитары, действительно критична и может привести к деформациям. Все рассуждения форумчан о компенсации разницы в натяжении струн на электрогитаре расположением пружин бриджа, подбором несимметричного рисунка волокон древесины дерева грифа и т.п., не имеют особого смысла, на мой взгляд.

Нюанс №18

При настройке мензуры есть смысл сравнивать звучание флажолета над 12-ым ладом, а не открытой струны. Особенно это касается басовых струн.

Нюанс №19

Я обещал рассказать о своем видении проблемы настройки гитары, но получается слишком много букв. Поэтому здесь просто порекомендую настраивать высоту тона струн по тюнеру обычным способом по открытой струне и прижатой на 5-ом ладу, или просто открытые струны по тюнеру, или прижатые струны в основной позиции (например по Am от 5-го лада, если играете в основном где-то в средней части грифа и т.п.), а все остальное – в отдельной статье. И не забывайте, что точная настройка высоты тона струн по тюнеру, выполняется после настройки анкера, геометрической высоты струн и мензуры.

Но ни в коем случае не отстраивайте гитару по флажолетам над 4-ым и 7-ым ладом! Тем более, не отстраивайте гитару профессиональным способом до исчезновения «биений»! Ничего хорошего из этого не выйдет.

Нюанс №20

Если кто-то из вас раздумывает над покупкой компенсирующего порожка и т.п. Первое и главное: многие профессиональные гитаристы (большинство) вполне обходятся без него. Второе. Все эти системы работают. Нельзя сказать, что компенсирующий порожек абсолютно необходим, но свою работу он выполняет. Только не думайте, что такой порожек, как и лады True Temperament, или запатентованная система «Buzz Feiten Tuning System», которая, к слову, многие десятилетия используется на мастеровых классических гитарах (и не только), дают звучание натурального лада. Во-первых, он вам и не нужен. Во-вторых, отстройте анкер, высоту струн и мензуру, как описано раньше. Возможно, вы перестанете задумываться об остальных ухищрениях. Подробнее в статье о настройке гитары.

vk.com/abcguitar


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: