Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Гитарный ликбез для начинающих. Кантри и блюз


      Автор: Сергей Антонов
      Дата публикации: 23 апреля 1998 г.

Прочитав название урока, вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Предлагаю вашему вниманию гаммы и упражнения, которые помогут вам выйти на рубеж осмысления блюза. При этом сразу стать блюзменом у вас вряд ли получится, но со временем обязательно.

Начнем со схем. Вот кантри-лад:

Кантри-лад

А вот блюзовый лад:

Блюзовый лад

Напоминаю, что гриф рассматривается "лицом" к вам, при этом шестая струна находится слева, а первая - справа. Корпус гитары - внизу, а колки - наверху.

Здесь возможны разные варианты аппликатуры, поэтому предоставлю право выбора вам. Скажу только, что позиционная игра предполагает расположение каждого пальца на своем ладу, а до нот, выпавших за пределы позиции, придется дотягиваться или менять позицию. Некоторые аппликатурные модели этих гамм можно сыграть в двух соседних позициях. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.

Большой красный квадрат на этих схемах показывает местоположение тоники, как и в случае с уроком, где мы рассматривали пентатоники. Маленьким синим квадратиком обозначен хроматический (проходящий) звук. Проходящим он называется потому, что в процессе игры на нем не надо заострять свое внимание, он служит для окраски (оттенков) мелодии. В данных таблицах, там где он выходит за пределы позиции, я поместил его под четвертый палец (мизинец), но вы можете перенести этот звук на следующую струну (более тонкую), тогда фразы с ним станут несколько другими. Например, если вторую таблицу вы играете в V позиции и проходящий звук приходится на IX лад шестой струны, то вы можете перенести его на IV лад 5-й струны. Проигрывая этот вариант аппликатуры, можно использовать такой технический прием, как глиссандо (слайд), т.е. скольжение по струне без дополнительного извлечения звука. Прижимаете IV лад пятой струны, извлекаете звук и соскальзываете на V лад, получается слайд. Именно полутоновый слайд звучит лучше остальных и вы можете играть его везде, где сочтете нужным. К тому же он помогает плавно менять позицию. К этому хроматическому звуку можно сделать бэнд (подтяжку). Возьмите ноту, расположенную ниже проходящего звука по высоте, извлеките звук и немного подтяните струну (см. урок "Изучаем пентатонику"). Разница только в том, что это полутоновая подтяжка, то есть не очень сильная. Остальные правила, касающиеся пентатоник, распространяются и на эти гаммы.

Теперь пояснения. Кантри-гамма- мажорное наклонение. В нее вошли следующие ступени, относительно мажорной гаммы- 1, 2, #2, 3, 5, 6, то есть это та же самая мажорная пентатоника, только с проходящей (хроматической) #2 ступенью. С помощью этой гаммы вы можете играть импровизации, например в стиле рок-н-ролл или при обыгрывании блюза, если захотите придать ему мажорный (веселый, радостный, оптимистичный) оттенок. Одним словом, в хозяйстве пригодится. Я хочу сказать, что применение этой гаммы не ограничивается только этими стилями.

Блюзовая гамма сродни минорной пентатонике. Она состоит из 1, b3, 4, #4, 5, b7 ступеней и имеет минорный оттенок. Ее применение несколько более обширно, чем кантри-гамма. Кроме минорного блюза, ее можно использовать при обыгрывании любой песни, написанной в минорной тональности. А также она пригодится и для мажорного блюза.

Блюзовая гамма
Блюзовая гамма

Так соотносятся параллельные тональности. В одной и той же тональности принимаем за тонику разные ноты, C (до) - в случае мажорного (кантри) наклонения и A (ля) - минорного (блюз). Между тониками параллельных тональностей интервал- малая терция - полтора тона, при этом тоника мажора располагается ниже.

А так, для сравнения, можно проиллюстрировать соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей.

Соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей
Соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей

Еще я предлагаю вашему вниманию несколько примеров в midi-файлах, которые называются "минус один" (в дальнейшем- "минус"). Имеется в виду, что звучит какая-то музыкальная информация, но при этом не хватает одного исполнителя. В данном случае нет солиста. Вы и будете этим солистом.

Midi-файл Blues звучит в тональности С (до-мажор). И, в зависимости от того, какой характер (мажорный или минорный) вы хотите придать этому блюзу, можете играть С-кантри или C-блюзовую гаммы. Для этого находите ноту C (до) на любой струне, принимаете ее за тонику и соответственно выстраиваете остальные ступени. Запускаете "минус" и играете гамму от самого низкого звука к высокому и назад. После того как вам удастся запомнить эту аппликатурную модель на грифе, можете приступать к фразировке, то есть по вашему усмотрению меняете порядок и ритмические характеристики нот, используете технические приемы.

Blues shuffle записан в тональности Bb (cи-бемоль-мажор). Находим ноту B (си), например, на 3-й струне. Получаем IV лад. Бемоль понижает звук на полтона, поэтому си-бемоль будет на III ладу. Относительно III-го лада выстраиваем первую аппликатурную модель из ряда "кантри" (см. на таблицы выше), проигрываем ее с минусом и получаем мажорный оттенок блюза. Если же относительно III-го лада выстроить последнюю модель из ряда "блюз" (там тоника тоже на 3-й струне) и поиграть ее, получим минорный оттенок (блюзовый).

Следующий midi-файл Rockabilly относится к разряду рок-н-ролла и обыгрывать мы его будем только кантри-гаммой. Звучит он в тональности А (ля-мажор). По уже известному вам принципу находите кантри-гамму в тональности A (ля) и играете импровизацию.

В случае с минорным блюзом, наоборот, играть будем только гамму блюзового наклонения. Кантри-гамма не подойдет.

К сожалению, невозможно более подробно развернуть эту тему на одном уроке, поэтому вам придется приложить максимум усилия для самостоятельной проработки этого материала. Есть очень хороший способ проверить себя. Если позволяет возможность, занимаясь с "минусом", запишите все на магнитофон или компьютер и внимательно прослушайте что получилось. Фантазируйте, сочиняйте, изобретайте! Можно также внимательно послушать как играют опытные блюзмены: Эрик Клэптон, Би Би Кинг, Альберт Коллинз и другие. При усердных занятиях, я думаю, вы непременно их догоните. Ведь не боги, в конце концов, горшки обжигают!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

08.12.2011, Филюс
Был заёб с одной проходкой)))помогло,спасибо))))
01.09.2011, миша
спасибо буду учить...
12.05.2011, Tima Tima
подскажите где искать схемы ладов вроде тех, которые на верху
29.01.2010, ывф
спс

Все сообщения