Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Музыкальная карьера

Глубокоэшелонированная оборона российской рок-сцены


      Автор: Александр Пугачев
      Дата публикации: 28 августа 2009 г.

Довольно часто можно встретить в музыкальных и околомузыкальных СМИ упоминания о различных дивизионах (или эшелонах) российской сцены (как эстрадной так и рок-сцены), а также о принадлежности того или иного исполнителя к таковым. При этом какое-либо внятное определение или четкую градацию встретить тяжело. В этой статье мы попытаемся определить, что такое музыкальный дивизион и каким критериям должен соответствовать исполнитель, чтобы его отнесли к той или иной категории. Это важно как для читателей СМИ, так и для журналистов, музыкальных коллективов, продюсеров, менеджеров и концертных агентств. Ведь говорить на понятном друг другу языке попросту жизненно необходимо.

Группа на сценеПоскольку автор всегда был связан с рок-сценой, именно на ее примере и будет происходить классификация.

В прессе можно встретить упоминание о трех различных дивизионах: первый, второй и третий. При этом увеличение порядкового номера всегда ассоциируется с уменьшением популярности. Было бы достаточно просто определить степень популярности размером фанатской аудитории. И действительно, просто строим три интервала от 1 до 142 000 000 и получаем очень четкие границы, в которые помещаем всех исполнителей. Легко? Конечно, но легко ли посчитать количество фанатов той или иной группы? Во-первых, практически невозможно, во-вторых, каждый день у исполнителя как появляется новый фанат, так и исчезает. Можно посчитать количество людей, которые посещают концерты. Но и Ранетки, и ДДТ одинаково успешно могут собрать Лужники или Олимпийский. Однако первые – всего лишь группа из нескольких девочек, а вторые – икона рок-сцены.

При желании можно выбрать другие критерии. К примеру, количество выпущенных альбомов и их тираж. Но у Налича на момент начала его популярности альбомов не было вообще. Можно ориентироваться на размер гонорара. Но стоимость «квартирника» в конце 80-х была смехотворной, а при этом популярность играющих на них групп соперничала с метрами официальной сцены. Если смотреть на наличие контракта с известным лейблом, то инди-группы без ущерба популярности обходятся без них. Брать в расчет стоимость билета на концерт? Все не то…

Группа на сценеПри этом, что характерно, популярность артиста может меняться от года к году. Мы все реже видим на экранах телевизоров и слышим на радиостанциях композиции еще вчера популярнейших исполнителей. У них реже случаются концерты, они ыперестают репетировать… И бах! Про них вообще забывают. Из первого дивизиона они переходят во второй, затем в третий, а в итоге они становятся воспоминаниями. Хотя я искренне желаю всем обратного, но вовлеченность в круговорот музыкальных событий и становится критерием популярности.

Таким образом, это может стать наглядным примером уровня популярности и принадлежности к определенному дивизиону. Не нужно считать фанатов, достаточно просто включить телевизор, радиоприемник, почитать таблоиды или посмотреть афишу на следующий месяц.

Всем предельно ясно, что наивысшим достижением популярности группы может стать постоянная ротация клипов и концертных видео на федеральных каналах телевидения. При этом те же группы вы, несомненно, услышите на радио и наткнетесь на множество статей в газетах и журналах, а если группа еще не распалась, то она точно дает концерты. Это, как вы уже правильно поняли, самый первый дивизион. Без особого труда можно назвать несколько десятков примеров.

Если же вычесть из этого списка телевидение (имеются ввиду именно федеральные каналы), то мы легко получим представителей второго дивизиона.

Третий дивизион, как правило, лишен как постоянной ротации на радио, так и по телевизору, однако все же эти исполнители дают концерты. Как правило, это небольшие клубы.

Группа на сценеКроме того, существует и так называемый «гаражный» дивизион (или четвертый). Это группы, которые существуют разве что на репетициях и имеют за плечами пару-тройку выступлений «для друзей» (различные фестивали).

В этой градации можно вспомнить и о гонорарах. Первый дивизион – это, конечно же, от нескольких тысяч у.е. и выше. Второй – от полутысячи до двух. Третий, как правило, несколько сотен. Группы «гаражного» дивизиона иногда даже сами платят, чтобы поиграть на сцене.

Каждый из приведенных дивизионов, несомненно, условен. С одной стороны внутри каждого дивизиона есть и свои «субдивизионы», но их градация сделала бы нашу систему очень громоздкой. В то же время группа может как навсегда «застрять» в своей категории, так и дрейфовать то туда, то сюда. Сразу же приходят на ум и проплаченые клипы, и странные позиции в хит-парадах радиостанций, и концерты с пустыми залами. Но зачастую такие исполнители не задерживаются на звездном небосклоне, подтверждая простую истину: «По Сеньке и шапка».


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения