|
      Автор: Джо Сатриани       Перевод: Андрей Смирнов       Дата публикации: 28 ноября 2005 г.
Поворотным пунктом моего музыкального образования стало знакомство с ладами. Когда я разобрался с тем, как они функционируют, слух открылся по-настоящему, и мне стало многое понятно во взаимоотношениях мелодии и гармонии.
Понятие "лад" включает в себя группу нот (звуков), которые можно построить на основе той или иной ступени гаммы. Так, гамма до-мажор, состоящая из звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си, является по совместительству до-ионийским ладом. Если начать со второй ступени гаммы, т.е. ре, и также отсчитать семь звуков, то получится ре-дорийский лад (ре, ми, фа, соль, ля, си, до, - ПРИМЕР 1). Обратите внимание, что оба лада, до-ионийский и ре-дорийский, образутся из одних и тех же семи нот, разница лишь в том, как эти ноты соотносятся друг с другом.
ПРИМЕР 1, 2a
Этот принцип применим ко всей гамме: с третьей ступени семь звуков вверх дадут ми-фригийский лад (ми, фа, соль, ля, си, до, ре). Лады, которые можно построить на оставшихся ступенях до-мажора, это фа-лидийский (фа, соль, ля, си, до, ре, ми), соль-миксолидийский (соль, ля, си, до, ре, ми, фа), ля-эолийский (ля, си, до, ре, ми, фа, соль) и си-локрийский (ми, до, ре, ми, фа соль, ля). Эти семь ладов - ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский - являются так называемыми натуральными ладами и состоят из одинаковых, но по-разному ориентированных по отношению друг к другу звуков мажорной гаммы.
Конечно, мажорная гамма может быть от любого звука. Для иллюстрации ладовой теории удобнее всего выбрать именно до-мажор, поскольку это самая наглядная тональность, без диезов и бемолей. Сам же принцип применим ко всем 12 возможным мажорным тональностям. Например, гамма соль-мажор дает все те же семь основных ладов со своих ступеней соль, ля, си до, ре, ми, фа-диез.
ПРИМЕРЫ 2b, 3a
Однако, ориентироваться на привязку ладов к определенной мажорной гамме полезно лишь на первоначальном этапе, это помогает научиться свободно ориентироваться в ладовой системе. Затем настает время практического совершенствования теории, и здесь необходимо четко слышать интервальную структуру каждого лада. Однажды на первом курсе музыкального колледжа был урок фортепианной импровизации. Я узнал знакомый лад и сказал: "Это ля-дорийский". Учитель ответил: "Да, это то же самое, что соль-мажор", - но я возразил, что если я играю ля-дорийский лад, то его тоника, основной звук - ля, к нему и тяготеют остальные звуки, если же соль-мажор, то здесь должны быть совсем другие соотношения.
ПРИМЕР 3b, 3c
Начиная изучение семи основных ладов, я обратил внимание на разницу в их интревалах и составе аккордов. Мне особенно нравилось играть разные лады от одного и того же звука и сравнивать звучание. Я обнаружил, что некоторые лады отличаются друг от друга лишь одним-единственным интервалом. Например, ми-фригийский (ми, фа, соль, ля, си, до, ре - третья ступень до-мажора) и ми-эолийский (ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре - шестая ступень соль-мажора). Такие упражнения с ладами научили меня различать их форму и звуковой образ.
ПРИМЕР 3d, 3e
Один из моих первых учителей музыки, человек весьма открытый и простой - у него в свое время учился Стив Вай (Steve Vai) - как-то сказал, что не стоит менять свое отношение к музыке, если хочешь понять музыкальную теорию. Главная цель изучения теории состоит в том, чтобы уметь находить адекватные средства для выражения собственных музыкальных образов.
Во фригийском ладе от си (си, до, ре, ми, фа-диез, соль, ля) написана моя песня "Time". Как показано в ПРИМЕРАХ 2а и 2b, теоретически этот лад можно построить от третьей ступени гаммы соль-мажор. ПРИМЕР 3а иллюстрирует этот лад в седьмой позиции. Запомните аппликатуру, проигрывайте отрывок вверх и вниз несколько раз. Упражнения из ПРИМЕРОВ 3b-3e нацелены на то, чтобы закрепить уникальное звучание фригийского лада. Вначале запишите на магнитофон последовательности из задержанных аккордов B5, примерно 5-10 минут. Затем, слушая запись, проигрывайте эти упражнения - таким образом "фригийская" мелодия наложится на тонические акккорды этого лада. До встречи через месяц!
 
© 1988 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично
без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld
(http://www.guitarworld.com/).
|